Если более детально рассматривать аспек¬ты человека, то можно выделить семь форм, связанных с мирами, расположенными между владениями огня и льда.
1. ЛИК. Физическое тело. Материя. Бревна Аск и Эмбла. Скелет и основа остальных ас¬пектов. В древненорвежском языке физиче¬ское тело называлось «lik». В шведском это слово сохранилось: оно означает труп, тело, лишенное других аспектов. Лик соединен с Мидгардом.
2. ОНД. Дух, дыхание. Дыхание и дух тесно связаны. Дыхание природы — ветер — дало нам жизнь. Один — бог ветра. Онд — сущность жизни. Это искра или сердцевина. У всего жи¬вого есть такая сердцевина, или онд. Онд при-сутствует в природе, и чем он сильнее, тем бо¬лее сильным является место. У каменных кру¬гов, некоторых деревьев и других природных явлений, а также людей и животных может быть большее количество онда. У онда три на-правления: небесный, земной и подземный онд. Небесный онд течет сверху вниз, земной онд течет горизонтально, а подземный дви¬жется вверх. Места силы — это точки пересе¬чения трех видов силы онда. Среди людей онд движется так же. Центр находится в груди у сердца или слегка ниже пупка. Обе точки мож¬но соотнести с руной «гифу». Онд — это то, что индусы называют «прана» или «атман». Слово этимологически связано со словом «ат¬ман», дух и божественная искра. Онд связан с Асгардом.
3. ХУГР. «Hugen» или «hugr» — это пони¬мание, мышление и другие качества души, свя¬занные с сознанием. Хугр — это половина па¬ры «хугр и минни», мысль и память. Эти каче¬ства являются в воронах Одина — Хугине и Мунине. Хугр — это аналитическое мышле¬ние, он связан с левым полушарием головного мозга. Хугр способен совершать длительные путешествия, сходные с воображаемыми. Хугр с легкостью летает и принадлежит Льюсальфхейму.
4. МИННИ. Минни — чрезвычайно важный аспект души. Минни — это память, но в более глубоком смысле. Она являет собой способ¬ность путешествовать среди событий прошлого, среди памяти, оставшейся с древних вре¬мен. Эта магическая память символизируется колодцем Мимира, который и есть хроники акаши. Один приносит в жертву колодцу один из своих глаз, чтобы получить доступ к древ¬ней мудрости. Мудрость принадлежит велика¬нам, а сам колодец Мимира находится в Ётунхейме. Мимир — персонификация минни, которая находится в Ётунхейме. Минни — это ассоциативное мышление, связанное с правым полушарием головного мозга. Хугин и хугр летают в будущее, минни и Мунин — в про¬шлое. Знания о прошлом важнее, чем мысли о
будущем. В «Речах Гримнира» Один говорит:
«Хугин и Мунин над миром все время ле¬тают без устали; мне за Хугина страшно, страшней за Мунина, — вернутся ли вороны!»
5. ФЮЛЬГЬЯ. У каждого есть дух-хранитель и наставник. Он называется «фюльгья» и тес¬но связан с ванами и Ванахеймом. Фюльгья яв¬ляется в трех формах: в виде животного, чело¬века противоположного пола или в абстрактном виде. У отдельных людей, семей, народов и всего человечества есть своя фюльгья. Го¬ворят, что фюльгья человечества — лошадь. Тотемные животные — это унаследованные фюльгьи. Ясновидящий может увидеть фюльгью другого человека. Ее вид часто отражается в облике человека. Абстрактная форма фюльгьи напоминает светящийся, геометрический и постоянно меняющийся сгусток энергии. Фюльгья следует за человеком всю жизнь. Она наблюдает за рождением, направляет в снах и при смерти. Маг стремится к хорошим отно-шениям со своей фюльгьей и учится общению с ней. Представление о фюльгье сохранилось в сказках и рассказах о ведьмах и их магиче¬ских животных-спутниках.
6. ХАМР. Наша внешняя форма контроли¬руется хамром, который также называют «hamn» или «ham». Само слово значит «фи¬гура» или «одеяние». Этот принцип контро¬лирует внешний вид живых существ. Это фор¬мирующий принцип. Хамр соединен со Свартальфхеймом, потому что карлы и темные альвы — это те, кто придает вещам форму. Сильные маги могут при помощи хугра изме¬нять хамр, меняя внешний вид и форму. Во время экстатического танца или глубокого сна они покидают тело и его вид. Вместо это¬го они принимают форму какого-нибудь жи¬вотного, как правило, собственной фюльгьи. Такое действие называется «смена хамра». Явление может быть настолько сильным, что люди, повстречавшие мага, действительно ве¬рят, что повстречали выбранное магом живот¬ное. Однако согласно мифам, если нанести вред животному, вред будет нанесен и магу. В этом опасность такой магической опера¬ции. При встрече с магом, изменившим хамр, люди чувствуют сонливость и могут заснуть. Это указывает на то, что человек перемещает¬ся в мир восприятия мага и видит то, что маг проецирует. В нордических мифах приводит¬ся множество примеров смены хамра. Один, Локи и Фрейя освоили это искусство в совер¬шенстве. Фрейя прекрасно владеет сейдом и сменой хамра. Ее хамр — сокол, иногда она позволяет другим богам позаимствовать эту форму. В позднем фольклоре Фрейя и ее по¬клонники превратились в ведьм, летающих на метлах. Изначально черенок метлы — это ин¬струмент, которым пользовались маги-жен¬щины для достижения экстаза.
7. ВАРД. Двойник человека называется «вард» или «ворд». Некоторые люди облада¬ют способностью с течение жизни отправлять двойника в путешествие по другим мирам.У всех людей в момент смерти вард отделяется от физического тела. Вард — это то же самое, что привидение или фантом. Он принадлежит Хельхейму.
Еще два аспекта души важны в рамках нор¬дической традиции, однако их нельзя напря¬мую связать с мирами. Вместе с перечислен¬ными выше семью они составляют девять ос¬новных аспектов человека.
8. Од. Слово «од» означает «экстаз» или «экстатический бред», оно легло в основу име¬ни Одина. У Одина есть ипостась, которую зовут Од, любовник Фрейи. Од — сила боже¬ственного вдохновения, экстаз, который за¬ставляет разум выйти за пределы себя самого. Одрерир, «то, что вызывает экстаз», — имя
меда богов, который символически вызывает божественный экстаз. Одрерир — это также котел или чаша, в которой хранится мед. Это истинный, первозданный Грааль. Более позд¬нее представление о Граале как о чаше, храня¬щей кровь Христа, — это позднейшая средне¬вековая интерпретация. Одрерир — духовная интоксикация поэтов и магов. Од — это рас¬ширенное сознание, в котором возможно ощу¬тить более глубокий смысл мира и связь всего. Од — это сила, которая делает возможными путешествия между мирами. Его можно срав¬нить с нитями или путями, которые соединя¬ют упомянутые выше аспекты человека с тво¬рением.
9. ХАМИНГЬЯ. ЭТО общая сумма силы и про¬светления, которыми обладает человек. Слово означает «счастье» или «удача» и связано как с фюльгьей, так и с хамром. Слово происходит от «han-gengja» — человек, который может менять форму. Хамингья — это сверхъестест¬венная сила, которую могут обрести сильные люди. При помощи этой силы можно изме¬нять хамр и поддерживать хороший контакт с фюльгьей. Хамингья делает человека победо¬носным и устойчивым. Она усиливается, когда сбалансированно и сознательно пробуждают¬ся остальные аспекты души. Хамингья — это объединение силы и знаний. Ее можно рас¬сматривать как магическую силу, окружающую и питающую другие аспекты личности.
В нордической традиции есть и дополни¬тельные аспекты жизни и души. Важный термин — «мегин», что значит «сила» и «магия» или «магическая сила». У богов, людей и при¬родных явлений есть мегин. У Тора — «мегин асов», божественная сила. У моря — «hafsmegin», у земли — «iardamegin» и т. д. Магни, сын Тора, персонифицирует эту силу. Слово «мегин» родственно слову «mattr», «сила». Мегин также соотносится с японским «ки» и китайским «ци», терминами, которые можно встретить в боевых искусствах, таких, как айки¬до, тай цзи цзюань и т. д. Пояса в японских боевых искусствах не только обозначают раз¬ряд бойца. Узел помогает концентрировать внимание занимающегося на центре «ки» те¬ла, немного ниже пупка. Пояс играет важную роль и в нордической магии, и боевых искус¬ствах. Мегингьерд, пояс Тора, концентрирует его огромную силу.
Слово «эк» означает «я» и обозначает ин¬дивидуальное «я» человека. Эк означает и имя человека. У многих людей «я» сконцентриро¬вано на физическом теле, «лик». Когда чело¬век проходит одинистическую инициацию, его эк расширяется и охватывает все аспекты ду¬ши. Эк мага становится одним целым с его хамингья.